творческая работа
Музей истории фотографии
«Музей – аттракцион, Музей – инсталляция, Музей – театр!» – таков девиз необычного музея фотографии в Санкт-Петербурге. Если вы думаете, что поход в музей – это скучно, то вы ошибаетесь. Попадая в именно в этот музей, вы становитесь путешественником во времени, сменяя один этап развития фотографии другим, просто переходя из комнаты в комнату.
История музея
18 августа 2003 года по инициативе ряда частных лиц и общественных организаций в Санкт-Петербурге открылся Музей Истории Фотографии (МИФ). Коллекция МИФ образовалась с помощью объединения различных частных собраний с разными векторами интереса, между которых особого упоминания заслуживает обширное собрание Владимира Васильевича Платонова.

В музее есть как залы с постоянной экспозицией, так и залы с временными выставками. Кроме того, в этих помещениях размещаются также фондохранилище, библиотека и фотолаборатория. Прототипом МИФ послужил раздел фотографии музея Альбертина в Вене, а предшественником – обширная экспозиция коллекции В. В. Платонова в Художественном училище имения Николая Рериха.

Основателями музея являются Шнеерсон Дмитрий Сергеевич и Платонов Владимир Васильевич.


Откуда берутся экспонаты?
Все экспонаты появились в музее благодаря тем людям, которые просто подарили старые, завалявшиеся фотокамеры, фотоплёнки и жидкости для её проявления, объективы и многое другое музею. Здесь их называют «дарителями». О них здесь всегда помнят и упоминают их – при входе висит полный перечень добрых дарителей. Кроме того, сотрудники музея приглашают всех посетителей стать дарителями и помочь им пополнить обширную коллекцию фототехники музея.

Конечно, основную часть экспонатов составляют фотоаппараты Дмитрия Сергеевича Шнеерсона, который занимался коллекционированием техники 50 лет.

Список дарителей музея на первом этаже.

1
Фотокамеры: с чего всё начиналось
Трудно однозначно ответить, кого можно назвать изобретателем фотоаппарата. Ещё в V веке до н. э. в Китае описывались перевёрнутые изображения на тёмной стороне комнаты – то есть прообраз камеры-обскуры.

Камера-обскура в прямом смысле означает «тёмная комната». Она работает по простому физическому принципу: лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5-5 мм, создают перевернутое изображение на экране, то есть на тёмной стороне комнаты.

Принцип действия камеры-обскуры
В первой половине 19 века камеры уже не занимали целую комнату (или не были самой комнатой). Стали появляться большие деревянные ящики – дагерротипные фотокамеры. Совершенно пустые внутри, лишь, с одной стороны, была проделана маленькая дырочка. Позже появились фотокамеры с гармошкой – они были гораздо удобнее: занимали меньше места, потому как были складные. Однако, они по-прежнему были громоздкими – от размера камеры зависел размер изображения, поэтому бывали и камеры размером с рост человека.
Материалы для съёмки. Проявление негатива.
Чтобы получить изображение одной камеры недостаточно. Нужны ещё специальные вещества, химические растворы и материалы. Ещё в конце XVII века, в 1694 году, химик Вильгельм Гомберг открыл светочувствительность азотнокисого серебра.
С тех пор, после появления фотокамеры, учёные усердно проводят различные химические опыты в поисках лучшего материала, который сможет «поймать» изображение и сохранить его.

Так, первой в мире фотографией является «Вид из окна в Ле Гра», сделанная в 1826 году Жозефом Нисефором Ньёпсом – изобретателем гелиографии. Жозеф Ньёпс получил этот снимок, проэкспонировав в камере-обскуре пластинку из пьютера, покрытую сирийским асфальтом. Из-за низкой светочувствительности экспозиция длилась не менее 8 часов при ярком солнечном свете.
Первая в мире фотография, снятая с натуры.
Учёные открывают множество факторов, влияющих на процесс создания фотографии, её качество, длительность съемки и многое другое. В начале XIX века открывают ультрафиолетовое излучение, изучают различные химические реакции и взаимодействие одних элементов с другими.
Разнообразие материала, на который снимали в XIX веке, поражало – серебренные и металлические пластины, стекло, покрытые химическими растворами. Сделать снимок – одно дело, ведь его обязательно необходимо проявить. Этот процесс был не только сложным, но и опасным – работать приходилось в темноте или при красном свете, ведь иначе можно всё испортить. При этом нужно аккуратно проделывать непростые операции над негативом. Например, до того, как в этом ремесле стали использовать коллодий и желатин, приходилось использовать ртуть – опасное для здоровья человека вещество, которым можно тяжело отравиться.

Кроме того, каждая фотография нуждалась в доработке ретушью. Художник на специальном ретушевальном станке черными чернилами и тонкой кистью вырисовывал каждую делать, чтобы снимок выглядел достойно. Должность ретушёра в то время занимали только профессиональные художники.


Фотографы и фотоателье в XIX веке
С популяризацией фотографии как явления возникает новая профессия – фотограф, открываются фотоателье. Люди ходят, чтобы их запечатлели, чтобы о них осталась память, для этого они обращаются к мастеру своего дела – фотографу.

Только он знает, как правильно обращаться с фототехникой, как правильно сесть перед камерой, чтобы вышел удачный снимок, он знает, как получить из негатива позитив. В XIX веке еще нельзя было настраивать выдержку на фотоаппарате самому и поэтому для того, чтобы вышел хороший снимок, людям было необходимо сидеть перед камерой до 15 минут.

Чтобы процесс прошёл удачно и ничего не смазалось, у фотографа было особое приспособление – головадержатель. Им закреплялись голова, колени и туловище, чтобы избежать случайных движений.
Примерно так происходит процесс съёмки портрета в XIX веке.
Одним из самых известных фотографов в Российской Империи был Сергей Левицкий, который фотографировал императорскую семью Александра II и Александра III, Николая Гоголя, Льва Толстого и других.

Сергей Левицкий
фотограф


По фотографии, а точнее по паспарту, можно было просто узнать её автора или ателье, в котором была она сделана. Если это был известный фотограф – его имя писалось спереди на фотокарточке, а сзади размещались рекомендации по хранению фотографии и так далее.

Наиболее популярные форматы фотографии того времени: «кабинетка» – 11см * 16 см и «визитка» – 6 см * 10 см. Последний размер фотографии пришёл в Россию из Франции и хорошо закрепился.

На картинке: Фотографии конца XIX века в МИФе. На паспарту написано имя автора или название фотосалона.


2
Создание Kodak. Начало любительской фотографии.
Однажды 24-летний юноша отправился в отпуск. Он хотел запечатлеть окружающие его красоты, но вот беда: камера была настолько громоздкой, что взять её с собой было просто невозможно. С той поры молодым человеком овладела цель – придумать, как максимально упростить процесс фотографирования. И он это сделал: этим юношей был Джордж Истмен – основатель компании, которая совершила технологический прорыв в фотографии – Eastman Kodak.

В 1881 открылась компания Кодак. Она совершила настоящую революцию в фотографии – в 1885 году появилась первая в мире фотоплёнка, а до этого для фотографирования использовались различные металлические пластинки, покрытые сложными хим. веществами.
Позже начинается самое главное – выпуск фотоаппаратов. Компания запускает свою первую камеру – Kodak № 1. Она была миниатюрна и проста в использовании, её можно брать с собой на прогулку или в путешествие. С ней мог работать каждый, кто, как было написано в инструкции, способен: 1. Направить камеру. 2. Нажать на кнопку. 3. Повернуть ключ. 4. Дёрнуть шнур.


Джордж Истмен
Основатель компании Kodak
Фотография как массовое явление развивается и охватывает людей: камер становятся больше, процесс – проще. Фотокамеры кодак и её продукты становятся страшно популярны.
Например, компания выпустила самый дешёвый фотоаппарат того времени – Kodak Brownie. Он стоил всего доллар, благодаря чему приобрести его и начать фотографировать мог каждый желающий. Происходит процесс популяризации любительской фотографии – теперь снимать могу все: и взрослые, и дети. Фотоаппарат Kodak Brownie был также у великой княжны Анастасии Николаевны – младшей дочери императора Николая II.

Кроме того, компания предоставляла также и фотоуслуги: проявление негативов, обработка фотографии, доставление заказа до получателя и другие. Недаром лозунгом Кодака были следующие слова: «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем всё остальное»
Цель Джорджа Истмена была достигнута. Фотография стала доступна, популярна и проста.
Уголок компании Kodak в музее истории фотографии.
Фотография в СССР
Всоветский период наша страна славилась производством фототехники. Это связано с тем, что фотография после революции 1917 в нашей стране стала мощнейшим средством коммунистической пропаганды советского образа жизни и воспитания. Поэтому начинается активный выпуск фотооборудования, открываются различные курсы для фотографов, в целом – начинается процесс популяризации фотографии среди советских людей. Фотоаппараты, произведённые в то время, служат до сих пор, что говорит об отличном качестве выпускаемой в СССР технике. Советские фотоаппараты были популярны не только внутри страны, но и заграницей, и популярны среди любителей плёночной фотографии и сейчас. Кроме того, именно в Советском Союзе был выпущен фотоаппарат, занесённый в книгу рекордов Гиннеса.

Первый фотоаппарат, произведённый для массового потребления, был выпущен в 1929 году и назывался «АРФО». Это была камера была универсальна и делала снимки достаточно большого формата 9 см * 12 см. Далее выпускались усовершенствованные версии этого фотоаппарата и его последователи – «меховые» камеры.

Первая советская фотокамера "АРФО"
В 1934 году начался выпуск легендарных фотоаппаратов «ФЭД». Самые первые их экземпляры представляли собой почти что точную копию немецкой фотокамеры «Leica I». В свою очередь, камера «лейка» была первой в мире, которая делала снимки на плёнку, использующуюся в кинематографе. «ФЭД» был одним из первых советских малоформатных фотоаппаратов, неприхотливым и надёжным, благодаря чему он часто использовался военными фотокорреспондентами

Камера "ФЭД" названа в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского.
Отдельное место в истории советских фотоаппаратов занимает камера с двумя объективами «Любитель». Прародителем этой камеры был «Комсомолец», который, в свою очередь, был скопирован с немецкого фотоаппарата 1930-х годов. Два объектива «Любителя» способны захватить чёткий кадр, кроме того, они работают по стереоскопическому принципу. То есть каждый из объективов видит своё, подобно глазу человека. При создании снимка картинка, запечатлённая на первый и второй объектив, совмещается. Также, в Советском Союзе производили фотокамеры и с тремя объективами.

Кроме того, именно в СССР был выпущен первый в мире зеркальный фотоаппарат. В 1952 году появился «Зенит». Он был разработан на основе его предшественника, фотоаппарата «Зоркий», от него он унаследовал свой внешний вид и технические показатели. «Зенит» совершил прорыв в фототехнике – изображения, снятые с помощью зеркального фотоаппарата, отличались качеством и цветом. Это камера пользовалась большим спросом на рынке фототехнике, занимала различные места в мировых ярмарках фотоаппаратов. Только после советского «Зенита» начали появляться и распространяться зеркальные фотоаппараты.
Коллекция "Зениты" в музее истории фотографии.
И, наконец, камера, попавшая в книгу рекордов Гиннеса, как самая многотиражная – «Смена-8м». С 1970 по 1995 год выло выпущено 21 041 191 экземпляров, то есть в год на заводе изготавливалось более 840 тысяч фотоаппаратов. Это камера была дико популярно потому, что ей мог пользоваться любой, как взрослый, так и ребёнок – она была маленькая, недорогая и простая в использовании. На панели управления этой фотокамеры были небольшие подсказки, которые помогали снимающему правильно установить выдержку, экспозицию и так далее.

"Смена"
самая многотиражная камера в мире
Многообразие советской фототехники велико – в то время именно в нашей стране сосредотачивался прогресс в области фотографии. Было выпущено огромное количество различных моделей и фирм фотокамер, объективов, вспышек и другого фотооборудования. Сегодня, по прошествии стольких лет, мы можем только гадать, что именно в каждый конкретный период могло служить движущим мотивом в создании новых моделей камер.

3
Музей памяти
Сейчас, делая фотографию, вряд ли много кто задумывается о том, как устроена его камера, когда появился первый фотоаппарат и что предшествовало современным фотокамерам. Люди ежедневно снимают десятки кадров, в наше время фотография доступна для каждого человека, ведь сейчас камера встроена в каждый сотовый телефон, даже в кнопочный.

С одной стороны, это популяризация фотографии, но с другой – каждый снимок теряет свою уникальность, перестаёт быть особенным. Сейчас у нас есть выбор: мы можем сделать хоть сотню похожих фото, а потом выбрать наиболее удачные кадры. С появлением мобильной фотографии жизнь людей упростилась – не нужно носить с собой отдельно фотоаппарат, всё встроено в телефон. Однако, ценность захваченного кадра становится меньше, ведь поймать его сейчас стало намного проще – не нужно долго устанавливать аппаратуру, самому настраивать выдержку, экспозицию и так далее, ведь за вас всё делает устройство.

Сам процесс съёмки изменился, изменилась аппаратура, изменилось время и люди. В музее истории фотографии показано, как именно происходил этот процесс изменения. Но людей всех эпох и разных периодов развития фотографии волновало одно и волнует до сих пор – все они хотят запомнить то, что происходит с ними, они хотят запечатлеть жизнь во всех её проявлениях, запомнить её такой настоящей.

Память – то, почему происходит процесс развития фототехники. Каждый из нас стремится как можно больше оставить памяти о себе, памяти о приятных моментах, памяти о том времени, в котором живёт человек. Начиная с камеры-обскуры и заканчивая современными двухкамерными смартфонами – это стремление человека запомнить.

Поэтому музей истории фотографии стоит посетить каждому, кто хоть раз делал фото. Попадая туда, можно понять, какая мотивация была у людей, которые проводили химические и физические опыты, изобретали новые жидкости для проявления негативов и фотоаппараты. Начиная с XIX века фототехника стремительно развивается и всё это наглядно показано в музее: более сотни различных экспонатов, которые погружают посетителя в различные временные периоды. Музей истории фотографии не ощущается как обыкновенный музей – в нём чувствуется динамика, жизнь. Фотокамеры, хранящиеся там, все ещё способны снимать. Ими пользовались больше полувека назад и это поражает.

Возможно, посетив это музей, человек заинтересуется фотографией. Момент, запечатлённый на камеру, навсегда останется таким каким он был – сохранится память, а это главное. Фотографии создают историю, хранят в себе информацию. Они заставляют эмоции жить. Фотография – это маленькое путешествие во времени. Путешествие в приятные моменты прошлого нашей жизни.

Послесловие

В музее истории фотографии постоянно проводятся экскурсии и мастер-классы. Посетителям показывают, как проявляли негативы в начале XIX века, как проявить фотоплёнку самому, как правильно пользоваться камерой, которая старше тебя в два раза. Главное, что люди, которые там работают – влюблены в своё дело и это чувствуется.

Находясь в музее, ощущается ценность момента: все эти камеры созданы с одной целью – сохранить память о настоящем. Приятно узнать о том, что многие экспонаты появились в музее благодаря простым посетителям, которые решили помочь музею.

Конечно, музей захватывает далеко не все марки камер. Например, там совершенно нет фотоаппаратов фирмы Polaroid, хотя она очень известна. Здесь затронута история развития фотографии не только в России, но и в мире вообще. Поэтому непонятно, почему о столь важных «фотопрорывах» умалчивается.

Используемые материалы.

Экскурсия в музее истории фотографии

www.photohistory.ru

Бунимович «Советские фотоаппараты»

Работу подготовила студентка 1 курса журналистики Юля Саликеева, группа Б06
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website